Группа зародилась в 1999 году. В то время СМИ активно «пугали» общественность «страхом-2000», суть которого заключалась в том, что современные компьютерные технологии якобы не рассчитаны на третье тысячелетие и грядет техногенная катастрофа. На фоне этого под новый год в Новосибирске был организован Международный фестиваль, на который были приглашены художники из разных стран. Проходил он в закрытом бункере, участников отрезали от внешнего мира, женщин и алкоголя. Со временем всем, естественно, стало скучно и Максим Зонов, к сожалению, ныне покойный, придумал снять короткие ролики, пародирующих современное искусство. Так был создан ряд видеороликов под названием «Синие носы» представляют 11 перформансов в бункере». С целью подчеркнуть несерьезность всего действа, участники одели на носы синие пробки от воды, отсюда их так и стали называть «Синие носы». Несмотря на то, что вначале такому имени никто был не рад, со временем пришлось смириться и под таким названием группа существует уже 12 лет.
![](/netcat_files/Image/1111a229c.jpg)
Большая часть выставок стремится посещать различные европейские страны, творческий коллектив же «Синих носов» ориентирует свой гастрольный график больше на Россию. Они уже посетили Томск, Барнаул, Кемерово, Красноярск и ряд других городов нашей Родины. И, наконец-то сейчас, после трехлетних переговоров, уфимцы имеют возможность познакомиться с творчеством этой неординарной арт-группы.
До «Синих носов» снимались длинные, нудные фильмы, они же начали создавать короткие юмористические видеоролики, не подражая Голливуду с его высокими технологиями и спецэффектами. Используя народную смекалку, творческий коллектив преподносит зрителю более понятные по форме, содержательные образы.
«Если раньше художник выходил на пленэр, сейчас реальность совсем другая. У нас медийная реальность. Существует некая массовая культура с вкраплением местных героев. Мы, как художники, на эту медийную реальность реагируем, обрабатываем и создаем такие парадоксальные образы», - отметил Александр Шабуров,- «Художник – не только тот, кто кисточкой по холсту водит, а также и тот, кто это парадирует». По сути, зритель сталкивается с этим визуальным парадоксом и в его сознании происходит когнитивный диссонанс, мышление начинает работать несколько по-иному.
![](/netcat_files/Image/y_33984d21.jpg)
По утверждению Александра Шабурова, они создают пользуясь языком массовой культуры, нечто, понятное не только интеллектуалу, но и детям и пенсионерам. Действительно используются очень простые, фольклорные метафоры, суть которой вполне укладывается в сознание людей. Творческий коллектив предлагает некий альтернативный взгляд на социальные явления и проблемы нашего общества. Искусство для людей, уставших от классических форм творчества, высоких технологий и спецэффектов. Немного андеграунда для ищущих иное в привычном и надоевшем. Возможно, чтобы по достоинству оценить такое действительно оригинальное видение мира и его отражение в фото и видеоработах, нужно иметь более свободное мышление, нежели свойственное типичным потребителям попкорновой культуры. Но такое альтернативное, свободное искусство должно существовать, и совсем не обязательно, чтобы его понимали и любили широкие слои массового зрителя, если искусство создается, значит, оно обязательно найдет своего поклонника, тем более, такое близкое к жизни зрителя, как творчество арт-группы «Синие носы».
После пресс-конференции прошло открытие выставки «Смотри! Как мы сделали искусство 2000-х», которая будет проходить в Музее современного искусства РБ им. Наиля Латфуллина по 13 апреля. Помимо творчества «Синих носов», на выставке представлены работы Дамира Муратова и фотографа Евгения Иванова.
Дамир Муратов, художник «Синих носов», является автором известных работ «CheBurashka» и «Микки-МАО», являющихся результатом скрещиванием героев детских мультфильмов и политических деятелей. Помимо «CheBurashka» на выставке представлено несколько работ, выполненных по сходному принципу. Евгений Иванов, фотограф Новосибирского театра оперы и балета, представил серию работ о ветеранах ВОВ.
В большом зале Музея размещены фотоработы арт-группы «Синие носы». Здесь можно увидеть серии «Кухонный супрематизм», «Секс-супрематизм», «Супермафия», «Синдбад и мировой терроризм» и многое другое. Присутствует и скандально известная работа «Целующиеся милиционеры». В 2007 г. бывший министра культуры запретил участвовать ей в парижской выставке соц-арта, назвав ее «порнографией». Участники арт-группы с таким эпитетом не согласны и выставляют работу на выставках в российских городах.
«Акустически-металлический перфоманс для флейты, фортепиано, двух станков и воздушных колокольчиков» уфимский композитор Марат Файзуллин. Произведение написано в жанре алеаторика, заставляет прислушаться своей необычностью и «случайностью» звучания. Интерес также представляет тот факт, что часть звуков, исполненная на фортепиано, создается с помощью стеклянного стакана, используемого наподобие смычка.
![](/netcat_files/Image/y_2c1b10f7.jpg)
Вечер завершился феерическим и крайне смелым «Венецианским перфомансом» в исполнении АМизина. Не каждый художник «искусства ради» наберется храбрости пустить фейерверки прямо из собственных штанов. Но что осталось человеку осмеявшему современную культуру и известных политиков.
Вот такой небольшой экскурс в современное искусство из уст и рук самих творцов. Вряд ли он оставил равнодушным кого-либо из пришедших побеседовать с арт-группой «Синие носы» и первых посетителей выставки. Не обязательно быть поклонником современного альтернативного искусства, но ознакомится с ним действительно стоит, тем более сейчас имеется такая уникальная возможность в стенах Музея современного искусства/