Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Статьи / Культура / Светлана Кабанова: «Наши телевизионные проекты вышли на новый качественный уровень»

Светлана Кабанова: «Наши телевизионные проекты вышли на новый качественный уровень»

IMG_1093.jpg

Светлана Кабанова работает в кино около 10 лет, за это время она прошла путь от помощника режиссера до исполнительного продюсера. Мы попросили Светлану рассказать, в чем суть этой профессии. 

 

– Светлана, вы уже много лет работаете в кино исполнительным продюсером. Что это за профессия, и чем она отличается от прежнего директора картины?

– Я начинала свой путь с «Мосфильма» и застала тот период, когда во главе киногруппы стоял директор. Когда я работала с Натальей Сергеевной Бондарчук на картине «Тайна Снежной Королевы», меня сама Наталья Сергеевна иногда называла директором, хотя профессия исполнительного продюсера на тот момент в киноиндустрии существовала уже несколько лет. Естественно, сейчас на современном рынке кино и телевидения появилось такое большое количество проектов с невероятным объемом задач, что стало неизбежным более жесткое разделение профессиональных обязанностей. Общее понятие «продюсер» теперь включает в себя несколько профессий: генеральный продюсер, исполнительный продюсер, линейный продюсер, креативный продюсер. Если говорить о профессии исполнительного продюсера, то она подразумевает, прежде всего, четкое ведение финансовой и общепроизводственной частей проектов.

– С чего начинается лично для вас как исполнительного продюсера работа над проектом?

– Зачастую на момент моего подключения к проекту, я имею готовый в том или ином виде сценарий. И моя работа начинается с финансовой оценки этого сценария, составления сметы проекта, подбора группы – как художественной, так и административной. Затем уже составляются брифы и формулируются задачи для отдельных цехов. Я всегда говорю, что 70 процентов моей работы ложится на подготовительный период. Для исполнительного продюсера всегда очень важно правильно запустить проект, подобрать команду, наладить связи с каждым из цехов. Вначале надо отладить весь процесс, а дальше идет только координация и контроль.

А входит в ваши обязанности отсмотр проб, которые подготовил кастинг-директор, и утверждение актеров?

– Все по-разному. Конечно, утверждение актеров – это задача и ответственность режиссера. Если говорить о телевизионных проектах, то, как правило, сначала на телеканале утверждается основной актерский состав – это тот вариант, когда кастинг-директор начинает работу раньше, чем исполнительный продюсер, который потом уже подключается к общению с актерами, к утверждению их гонораров, согласованию занятости и т.д. На полном метре я встречала другую схему, когда под госфинансирование набиралась съемочная группа, и туда входил кастинг-директор, который начинал вести кастинг в формате запуска общего проекта. Так что ситуации разные. Если раньше была более понятная очередность действий, то сейчас все больше зависит от момента получения финансирования, от момента готовности сценария, от подтверждения того или иного проекта на телеканале.

– Вы можете прочертить функции каждого из продюсеров?

– Постараюсь рассказать, как обстоит дело на практике. На генеральном продюсере лежит ответственность за глобальное воплощение проекта, его общее финансирование, поступление средств, продвижение, контроль бюджета. Исполнительный продюсер – это уже своего рода производственник, который, получив средства на проект, думает над их грамотным распределением: составляет сметы, ведет подбор группы, общается с персоналом и т.д. Линейный продюсер, как правило, получает уже задания от исполнительного продюсера и является производственно-административным воплотителем задач проекта. Очень часто я сталкивалась с тем, что линейными продюсерами называют тех, кто раньше считался директором картины, ну тогда в моем понимании вообще вылетает должность исполнительного продюсера. Я в принципе не ратую за какие-то статусы, намного важнее понимать функционал, который несет в себе каждая из профессий. Так что, в нашем кино и терминология, и распределение ответственности пока еще хромают.

– Есть еще креативный продюсер...

– Да, это человек, который поддерживает и контролирует творческую составляющую сценария и его воплощения в картине, который отслеживает, например, точность юмористической или драматической линии, благодаря чему проект тоже будет успешен. И это не автор, не сценарист, который наблюдает, как воплощают его замысел. Креативный продюсер, зная все творческие составляющие, понимает, насколько они будут «работать» на аудиторию, насколько шутки будут смешными, насколько драматическая линия будет интересной для зрителей. Он знает, как потом можно будет продать этот продукт, насколько он будет соответствовать тому жанру, который был заявлен.

– Светлана, если приравнять кино к бизнесу, получается, что вы – топ-менеджер?

– Ну, грубо говоря, да. У нас часто линейных продюсеров называют руководителем проекта, а исполнительного продюсера называют топ-менеджером проекта, ведь главная его задача, чтобы система работала, и результат был получен в срок.

– А как вы пришли к этой профессии, ведь нигде не учат на исполнительного продюсера?

– Ну, давайте по порядку. Я очень рада, что прошла именно тот путь, который прошла, хотя, мне кажется, еще рано говорить об этом в прошедшем времени. Он был очень не простой, но как говорится, другого не хочу и другого не нужно. Я окончила факультет журналистики МГУ, отделение экономический журналистики и рекламы, то есть фактически была пиарщиком. И меня пригласили в одну из продакшн-студий заниматься пиаром. Я пришла работать, стала вникать в суть, и оказалось, что собственно пиарщик компании не нужен. В аудио-видеопродакшнах пиар – это нечто отвлеченное. А им реально нужен человек, который с ними будет вести производство, находить объекты, контролировать различные административные вопросы. Собственно, я и стала таким человеком. На тот момент я занималась съемкой музыкальных клипов, рекламных роликов в формате той студии, в которой работала. Мы тогда снимали где-то 60-70% музыкального контента телеканалов МузТВ и MTV. Я очень рада, что и мой студенческий возраст совпал с этим этапом. Затем у меня появились телевизионные сериалы для тех же музыкальных телеканалов, а потом постепенно возникли проекты для других телеканалов. Ну а впоследствии и полные метры.

– С кем вам довелось поработать?

– Из проектов, давших мне, безусловно, большой опыт, остался в памяти полнометражный фильм в формате 3D «Тайна Снежной Королевы». Наталья Сергеевна Бондарчук была и автором сценария, и режиссером, и генеральным продюсером этого проекта. Проект, конечно, очень масштабный, мы делали его практически 2 года. Это очень добрый, искренний и открытый фильм, это настоящее семейное кино. Мы провели три больших киноэкспедиции – в Австрию, Германию и Финляндию. В сценарии была заложена замечательная идея – отразить жизнь северных народов России, приоткрыть завесу их культуры и быта. Путь главной героини Герды пролегал по северным территориям. В фильме был отражен этнос северных народов. На проекте собралась великолепная съемочная группа, с большим опытом работы еще в том, настоящем кино, которое все мы так любим. Это была интереснейшая работа. На данный момент картина находится на стадии постпродакшна и ждет дофинансирования.

– Сейчас вы работаете на сериалах?

– Да, сейчас я делаю несколько проектов для компании GoodStoryMedia. Это один из крупнейших производителей телевизионного контента, среди ее проектов «Воронины», «Восьмидесятые», «Реальные пацаны». На данный момент многие проекты находятся на стадии запуска, что собственно, подтверждает то, что компания активно развивается.

- Что у вас сейчас в запуске?

– Как я уже сказала, компания занимается разработкой и запуском нескольких телевизионных проектов, у меня – два из них. Первый (сейчас он уже находится на стадии постпродакшн) называется «FUNТастика» и выйдет в сентябре на телеканале СТС. Для телевизионного формата проект уникальный, с моей точки зрения, потому что создается с большим процентом компьютерной графики, что в принципе для телепроектов нетрадиционно. Есть такое мнение, что компьютерная графика – это дорого, и как правило, ее используют в дорогостоящих полных метрах. Конечно, в телевизионных продуктах графика тоже используется, но не в таких масштабах, и не с той проработкой, как делаем сейчас это мы.

– В главных ролях у вас медийные лица?

– Мы не делали ставки на медийность актеров. В двух сезонах у нас снялось порядка 500-600 актеров. Конечно, большей частью это эпизодические роли, но было порядка 10-15 главных персонажей. Основной задачей мы ставили соответствие актера образу. Прекрасным примером этого стала актриса Мария Семкина, которая сыграла у нас футуристичную роль женщины-робота. Для нас самое главное – юмористическая составляющая проекта, которую определяет сам жанр скетчкома, и здесь мы уже работали на юмор, чтобы потом юмор работал на нас.

- А второй проект?

 

– Сейчас мы готовим пилот телевизионного сериала для канала ТНТ. Проект тоже очень интересный, я бы сказала жизненный. Ведь он про нас, про всех нас. Это честные истории о жизни молодой семейной пары, которые погружены в свой быт, работу, воспитание детей. Это все о том, как было и как стало, в общем, про жизнь, поэтому очень узнаваемо и близко, а для зрителя это самое главное.

 

– Светлана, может быть, это немного не к вам вопрос, но все-таки интересно, каков средний бюджет одной серии телевизионного сериала?

– Знаете, для продюсеров бюджет никогда не бывает большим. Каждый проект – это огромный комплекс задач, которые нужно решить, да еще и в кратчайшие сроки и на высочайшем уровне качества. Бюджет проектов очень разнится, все зависит от телеканала, аудитории, самой идеи проекта и как следствие его воплощения. Можно назвать только очень большую «вилку», которая начинается от 40-50 тыс. долларов за серию, а заканчивается, наверное, уже безграничными возможностями некоторых инвесторов и продюсеров.

- Сумма приличная. Теперь такой вопрос. Еще со времен «Моей прекрасной няни» мы привыкли, что сериалы снимают «дешево» – в одном павильоне, с неприхотливым светом… Что, сейчас тенденции меняются?

– Конечно, ведь зритель устал от плоских картинок. Естественно, по-прежнему есть огромное количество телеконтента, который снимается в павильоне на одну стенку. Но если все-таки говорить о качественном телевизионном контенте, на который мы стараемся ориентироваться, то теперь огромное значение имеет выход в объекты и на натурные съемки. Потому что при всех возможностях павильона, он не дает того объема, той глубины картинки, которую хочет видеть режиссер и уже, я думаю, сам зритель.

– Вы можете утверждать, что качество сериалов сейчас стало на порядок выше?

– Да, конечно!Я недавно читала интервью с господином Акоповым, и я с ним в этом абсолютно согласна, что самое бурное развитие будет не у полнометражного кино, а у телевизионных проектов. Потому что сейчас уже зритель, имеющий у себя дома мини-кинотеатр, хочет смотреть качественный телевизионный контент.

Вопрос об актерах. Некоторые из них принципиально не снимаются в сериалах, говорят, что после них не попадешь в большое кино. Действительно ли существуют такие клише?

– Некие клише, безусловно, существуют. Например, существуют актерские лица определенных телеканалов. Я расскажу, что по этому поводу мне говорили американские коллеги. В Европе и Америке не бывает, чтобы актер, сыграв какую-то хорошую роль в телевизионном сериале или полном метре, не двигался бы дальше. У них такого не может быть, потому что изначально продюсеры вкладываются в человека, они с ним работают, его формируют, и это является залогом того, что он будет идти вверх по карьерной лестнице. У него будут роли и в полнометражных фильмах,он станет там узнаваемым и т.д. Но наш российский кинорынок является абсолютно непредсказуемым в этом плане. Наш актер может сняться в топовом российском фильме в главной роли, получить все призы, а потом несколько лет сидеть без работы. И тут сыграют роль множество факторов – невостребованное лицо, редкий образ, да просто ему самому неохота…

– Последний вопрос. Профессия продюсера уже сформировалась или она еще находится в стадии становлении?

– Я не скажу, что профессия в становлении, она трансформировалась в названии, но суть ее никоим образом не изменилась. Кино, как снимали 20-30 лет назад, так и снимают, суть кинопроизводства никто не отменял. Профессию нашу можно называть директором, можно называть продюсером, ее суть в организации съемочного процесса, в контроле и координации и в получении финального результата – фильма, который увидят зрители.


Автор: Алла Алешина (Trubnikova.com)


Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru