Пропаганда представляет собой целенаправленное и систематическое стремление формировать восприятия, манипулировать знаниями и направлять поведение для достижения реакции, способствующей реализации желаемой пропагандистом цели. Синонимы слова пропаганда: «ложь», «искажение», «манипуляция», «психологическая война», «промывание мозгов». Пропаганда -  средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур.
 
      Некоторые наиболее распространенные приемы искусственного введения в заблуждение в современных средствах массовой информации:
 
1) скрытая реклама;
 
2) одностороннее и избирательное освещение информации (вырывание из контекста и т. п.);
 
3) распространение слухов и “уток” с последующим их опровержением (опровержение после такого приема обычно бывает бессильным);
 
4) специальные формы изложения материалов, основанные на психологии чтения и зрительского восприятия, с помощью которых удается оклеветать, осудить, вызвать недовольство и т. п. по отношению к кому или чему-либо (это достигается умелой компоновкой не связанных друг с другом материалов);
 
5) специально организованные письма и жалобы и т. п.;
 
6) представление догадок в форме фактов;
 
7) представление догадок в такой форме, что читатель (или зритель) в итоге понимает их как факты (в этом случае СМИ наказать за распространение лживой информации невозможно);
 
8) опубликование заказных материалов, отражающих борьбу между политическими или экономическими конкурентами;
 
9) организация искусственных скандалов. (Как способ политической борьбы, эффективной рекламы и т. п.);
 
10) заказные социологические исследования, направленные на формирование общественного мнения (социологические данные в этом случае бывают некорректными и недостоверными);
 
11) “случайно найденные, подкинутые” материалы;
 
12) создание определенного имиджа газеты (например независимой, народной, “бесстрашной” и т. п.);
 
13) ссылка на компетентные источники;
 
14) представление материалов прошлого как настоящих;
 
15) предоставление “жареных фактов”;
 
16) цитирование несолидных изданий (районных, деревенских и решений сомнительных собраний, газет и т. п.) с целью инспирирования общественного резонанса;
 
17) двойной смысл публикации, передачи;
 
18) прием “промелькнувшей информации”;
 
19) прием “разорвавшейся бомбы”;
 
20) информация о слухах (по принципу: “ходят слухи, что...”);
 
21) коммерческая реклама («Торговая реклама иногда сбывает товары клиентам, невзирая на их качество и меру потребности в них»).
 
    Эффективность пропаганды заключается в том, что это не только средство информационно-психологического воздействия на эмоционально-волевую сферу массового сознания, но и специфический информационный процесс. Пропаганда преподносит информацию слушателю так, чтобы он не только точно знал, что произошло в мире, но и захотел передать эти сведения своим знакомым, даёт человеку возможность почувствовать себя осведомлённым, хорошо информированным «специалистом» в той или иной области. Отличие пропаганды от других информационных процессов состоит в интерпретационном и эмоционально окрашенном характере сведений, передаваемом в пропагандистском сообщении.