Карта сайта
Обратная связь



Пиар культуры

Сейчас уже самому распоследнему культуртрегеру понятно, что без постоянного пиара опекаемое им объединение людей быстро становится нежизнеспособным: среди бесконечного разнообразия развлечений трудно стала зазывать людей именно на твою выставку, заинтересовать их литературным вечером вместо клубной вечеринки да и просто своевременно оповестить людей о культурном мероприятии. Рассеивание внимания, потоки информации, которые приходится отсеивать каждый день, клиповое сознание молодежи, – все это приводит к тому, что зафиксировать внимание человека стало утомительной и многоступенчатой задачей. Сейчас уже недостаточно просто изготовить афишу и приклеить ее на забор, фигурально выражаясь. Как показывает практика, из ста записавшихся во встречу вконтакте потенциальных зрителей, могут придти пять человек, если им вовремя не напомнить о выставке.
 
Таким образом, вопрос распространения информации в современном культурном поле является самым острым для пиарщиков: как сделать информацию о культурных мероприятиях наиболее доступной для потенциальной публики? Результаты моих опросов (я занимаюсь этим в рамках своей научной работы) говорят о том, что СМИ практически не владеют рычагами влияния в этом смысле. Зритель узнает, например, о выставке или от самого художника (если он ему лично знаком), или от друга, коллеги по работе, родственника, либо из интернета (чаще всего в одной из социальных сетей). Так бумажные СМИ активно вытесняются за рамки активного художественного процесса, они становятся какими-то маргинальными средствами распространения информации, а еще вернее – средством внутреннего пользования для журналистов, галеристов, художников. Все эти категории интересуются публикациями в бумажных СМИ для того, чтобы быть вовремя информированными, что делается в этой сфере коллегами по цеху, но не для того, чтобы услышать мнение профессионального критика о художнике, выставке. Публика же предпочитает личную рекомендацию и короткие анонсы в социальных сетях (что тоже – своего рода личная рекомендация от френда, чьему мнению доверяют).
 
 
 
 
Литературный вечер с Артуром Кудашевым, БГПУ, 2010
 
 
При опросе посетителей выставки «Треш» в Уфимской художественной галерее (40 человек) выяснилось, что на первом месте в ряду причин для похода в музей или галерею стоит интерес к определенному художнику, поводом является и личное приглашение знакомого художника, галериста или куратора. Небольшое количество людей заходит на выставки, случайно увидев афишу, и лишь самый малый процент хочет познакомить с искусством своего ребенка или иногородних гостей. Вот результаты опроса аудитории уфимского рейтингового сайта «Кто первый?»:
 
Что является поводом для посещения вами художественного музея или галереи?
Иду только в том случае, если меня заинтересовал анонс - 28.85%
Приглашение друзей - 18.18%
Когда случайно прохожу мимо - 17%
Не хожу вообще - 9.88%
Мне хочется приобщить к искусству своего ребенка - 9.09%
Другое - 7.11%
Прихожу только по личному приглашению знакомого художника (галериста, куратора) - 5.14%
Если мне нравится конкретная галерея/музей, смотрю все их выставки - 2.77%
Я привожу в галерею своих иногородних гостей, чтобы познакомить их с культурой Уфы - 1.98%
 
        Как видим, у потенциальных зрителей фактор приобщения к искусству ребенка несколько выше, чем у постоянных посетителей галерей. В основе этого лежит стремление создать для ребенка больше возможностей для развития. И, действительно, большинство людей, опрошенных на улицах, отвечали, что последний раз они напрямую общались с искусством лишь в школьные годы. В советское время эстетическому воспитанию школьников уделялось достаточно внимания: походы в театры, музеи, филармонии были неотъемлемой частью внеклассной работы. Но с тех пор, как школы перестали отвечать за досуг школьников, он целиком стал зависеть от вкусов родителей, которые часто склоняются в сторону наиболее легких видов развлечений. Вот результаты инициированного нами опроса на том же сайте «Кто первый?» Конечно, выборка на сайте довольно специфична: это гедонисты, молодые владельцы мелких бизнесов, активные потребители материальных благ, отсюда и закономерные результаты:
 
Куда вы охотнее поведете ребенка школьного возраста в выходной день?
куда он сам выберет - 15.45%
в кинотеатр - 14.78%
в парк развлечений, аквапарк - 14.29%
в поход, на пикник, на пляж - 11.3%
в бассейн, спортзал - 7.48%
никуда, пусть сам во дворе поиграет - 7.48%
в зоопарк, цирк - 7.31%
в торгово-развлекательный центр - 6.31%
в театр на детский спектакль - 3.82%
в кафе с детской программой - 2.82%
на концерт - 2.33%
в кружок по увлечениям - 2.33%
другое - 2.16%
в музей - 2.16%
Как видим, взрослые формируют у детей интерес к самому поверхностному проведению досуга, чаще всего предоставляя выбор самому ребенку. Впрочем, эта ситуация является отражением прежде всего вкусов самих взрослых.
 
 
 
Открытие АртКлуба, 2010
 
 
Результаты опросов на улицах Уфы показали, что по сравнению с другими видами искусств, изобразительное по параметрам информированности о нем опрошенных стойко оказывалось на последнем месте. На расспросы о предпочтительных для посещения музеях и галереях рядовые уфимцы постоянно и немотивированно переходили на рассуждения о театрах и концертах. Очевидно, что другие виды зрелищно-акционных искусств гораздо больше привлекают современного зрителя, чем выставки изобразительного искусства. Этим объясняется стремление галеристов сопроводить любую выставку «более зрелищным» действом не только для привлечения журналистов, но и прежде всего публики, которая реагирует на это благосклонно: «Раньше воспринимал музеи как хранилище древностей. Не особо это привлекало. Ходишь-смотришь. Иное дело, если играет ансамбль, танцуют пары, вокруг фотографы фотографируют – рамки восприятия музейных экспонатов расширяются» (блогер mulufa).
 
 
На открытии Уральской триеннале печатной графики. УХГ, 2010
 
Однако сами галеристы часто относятся к элементам шоу на открытиях как к дешевому, хотя и необходимому, способу привлечь толпу, к искусству не имеющему отношения. Директор бывшей галереи «Башфото» Владимир Кобзев комментирует это в своем блоге следующим образом:
 
«Нужна будет толпа, будет толпа. В ТСК «Сипайловский» есть местное радио, я, если надо, заряжу объявление и через 10 минут тут будет куча народу, и все будут спрашивать «А что случилось? где халява?». Не надо мне толпы. По логике к кому больше пришло народу на выставку, тот и круче? Тогда я один из самых крутых художников РБ. Спорим, что несмотря на то, что ни разу в жизни не держал кисточку в руках, завтра устрою пьянку с показом моделей, музыкой и инсталляциями, человек на 200. От лукавого это все. Желание заполучить толпу наверно интересно какому-нибудь ресторану. Нет уж, сначала пресса умная и вдумчивая, потом народ, просвещенный и подготовленный».
 
Ну что же, будем ждать умной и вдумчивой прессы, ненавязчивого, но изощренного пиара. Может быть, тогда выставки станут привлекать людей не меньше, чем аквапарки


Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru