Карта сайта
Обратная связь


РУФА.ru / Постоянные рубрики / Наука / КОММУНИКАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД

КОММУНИКАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Статья посвящена рассмотрению коммуникации как формы социального взаимодействия. Коммуникация возникает в результате информационного обмена между двумя или несколькими субъектами на основе способов и средств связи, способных передавать смысл информации в знаково-символической форме в виде сообщения. Исходя из содержания положений информационно-коммуникационного подхода автор выделяет выделяет такие аспекты, как: информационно-знаковый, ценностно-нормативный, конструктивно-деятельностный.

 

Ключевые слова: социальные связи, общественные отношения, коммуникация, социальная коммуникация, информационно-коммуникационный подход

 

COMMUNICATION AS A PART OF SOCIAL RELATIONSHIP SYSTEM: INFORMATION AND COMMUNICATION APPROACH

The article considers communication as a form of social relationship. Communication is the result of information exchange between two or more entities on the basis of methods and means of communication, capable of transmitting the meaning of information in the form of signs and symbols in the form of a message. Based on the content of the provisions of information and communication approach the author highlights aspects such as: information sign, value-normative, constructive and activity.

 

Keywords: social ties, social relationship, communication, human communication, information and communication approach

С того момента, как человек осознал себя выделенной частью природы, он активно осваивает различные виды своей деятельности, формулирует ее нормы, создает новые средства, тем самым определяя ориентиры своего дальнейшего существования и развития. В этом многомерном процессе совместная, коллективная деятельность является источником взаимосвязей и отношений между людьми, условием обеспечения их материальных и духовных потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Нормы деятельности, устанавливающие характер и направленность человеческой активности, обеспечивают организованность, упорядочивание, институционализацию и контроль взаимосвязей и отношений между людьми. Ориентирами становятся такие цели, установки, ориентации и направления деятельности людей, которые основываются на сохранении и воспроизводстве результатов ранее сформированных видов деятельности и способствуют достижению социального прогресса. Формирование ориентиров общественного развития является условием управления процессами обновления в различных сферах деятельности (экономической, политической, социальной и культурной), иными словами, новыми точками приложения человеческой активности.

Поскольку стремление к развитию заложено в самой природе человека, данная потребность актуализируется как разрешение противоречия между желаемым и реальным. Это, в свою очередь, заставляет человека вести поиск, выработку, апробацию новых идей и подходов, нестандартных решений, средств деятельности, что обеспечивает постоянство преобразований в различных сферах жизнедеятельности не только отдельных индивидов и социальных групп, но и общества в целом, что обеспечивается складывающимися в обществе социальными связями.

В традиционном типе общества социальные связи воплощаются в формах непосредственно-личностных зависимостей между людьми. Связанные общим социальным пространством жизни и деятельности индивиды не могут или не стремятся индивидуализировать свое бытие вне связей непосредственной совместности и коллективности. В обществе индустриального типа значение социальных связей меняется: они становятся опосредованными предметами, эталонами и стандартами, что определяет складывающиеся общественные отношения[1].

Поскольку в процессе социального взаимодействия  отдельные индивиды и группы вступают в различные взаимосвязи друг с другом, постольку индивиды становятся субъектами многоуровневых общественных отношений: межличностных, групповых, корпоративных, международных и др. в зависимости от сферы общественного производства он может являться субъектом экономической, социальной, политической или культурной жизни.

Множество задач преобразовательной деятельности, задает необходимость сотрудничества с другими людьми. В этих отношениях реального взаимодействия индивиды вступают в субъект-субъектные отношения. И в этом своем качестве индивиды ориентированы на улучшение навыков взаимодействия между людьми, выработку норм и правил  такого взаимодействия, которое в дальнейшем обеспечит целенаправленный, упорядоченный и согласованный характер их совместной деятельности в обществе. При этом система отношений и связей между людьми трансформируется вследствие динамических процессов согласования целей, действий, которые рождаются в общении людей или коммуникации.

В первом приближении можно отметить, что термин «коммуникация» обозначает связь, сообщение, соединение, средство сообщения. Это предельно общее определение, которое восходит к значению латинского глагола «communico»,означающего «делать общим, связывать». В современном русском языке понятие «коммуникация» имеет широкую трактовку: 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем). [2]

Как видим, универсальное значение данного термина – способ и средства связи любых объектов как материального, так и духовного мира. Состав значений данного слова в современных языках, используемых в качестве языков международного общения, включает такие значения как «информация»; «связь», «общение»; «сообщение», а также посредством этого понятия обозначаются «средства связи», «средства общения». Поскольку эти понятия являются ключевыми для нашего понимания сущности коммуникации, то далее мы  более подробно рассмотрим их взаимосвязь.

Термин «информация», происходящий от латинского слова «informatio», в самом общем своем значении понимается, как: 1) сведения, разъяснения, изложение; 2) совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.

В границах философского знания информация рассматривается как свойство объектов и явлений порождать многообразие состояний, которые посредством отражения передаются от одного объекта к другому и запечатлеваются в его структуре[3]. Данное свойство детерминировано различными типами взаимодействий материальных объектов, явлений, процессов, в ходе которых они претерпевают изменения и, как отмечает И.Т. Фролов, «фиксируют в своих изменениях определенные свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов».[4] Он также указывает на способность одних материальных систем запечатлевать, фиксировать свойства воздействующих на них других материальных систем как возможность, потенциальное основание приобретать информацию об этих системах. Соглашаясь с позицией автора, отметим, что некоторые системы (биологические, социальные, технические) обладают способностью относится к предметам и явлениям внешнего мира как к ориентирам для осуществления самодвижения. Для них эффект воздействия выступает сигналом включения их активности, а потенциальная информация, заложенная в эффекте воздействия, превращается в актуальную информацию. Информация в данном контексте понимается, как свойство явлений быть побудителем известных действий, способствовать активной ориентации в окружающем мире.[5]

Для систем разного типа: биологических, технических, социальных - информационное взаимодействие имеет свое содержание.

Так, информационное взаимодействие в биологической системе (био- и зоокоммуникации) обусловлено фактором взаимодействия с окружающей средой как источником существования, в котором влияние явлений природы и других живых существ является определяющим. У множества представителей живых организмов: насекомых, птиц, животных передача информации от одного представителя вида к другому может осуществляться на основе разных сигнальных систем или их комбинации: звука, видимых внешних признаков или поведения, запаха, вкуса, осязания и даже электрического импульса.[6] Био- и зоокоммуникации охватывают широкий спектр сигналов различной природы, их проявление зависит от особенностей строения живого организма и условий среды обитания.

В основе информационного обмена на данном уровне лежит использование информации в виде сигналов в рамках невербальной коммуникации. При этом сигнал, определяемый как структурированный стимул, порожденный одним членом вида, влияет на текущее или будущее поведение другого члена того же вида предсказуемым образом.

Наличие речевой (вербальной) коммуникации и ее преимущественное использование в процессе взаимодействия людей составляет фундаментальное отличие от био- и зоокоммуникаций. В своей работе «Человек и информация» К. Черри высказывает мысль о том, что человеческий язык нельзя приравнивать к системе сигналов, используемых животными, поскольку человек не ограничивается их применением для подзывания детенышей, любовных призывов или выражения страха. Благодаря дару речи, человек способен выразить мысль, а это, по словам К. Черри, отражается в той закономерности, что «развитие языка оказывает обратное влияние на мышление: организует его и помогает вырабатывать новые мысли. Самосознание и чувство социальной ответственности являются результатом организованного мышления. Так возникли системы морали и права. Человек стал сознательным, ответственным, превратился в социальное существо»[7].

Информационное взаимодействие в технических системах основано на обмене информацией в технических устройствах, оборудовании и иных технических средствах, множество которых представлено, начиная с простых регуляторов до современных мультимедийных систем и глобальной компьютерной сети. При оперировании информацией технические средства выполняют такие функции как: усиление, генерирование, преобразование, переключение и запоминание.

В тех обществах, которые находятся на постиндустриальной стадии развития, информационно-технологические инновации в производстве все более совершенных технических средств имеют ускоренный характер применения и смещаются в направлении создания устройств, обрабатывающих информацию и осуществляющих коммуникацию. Этот вид систем является продуктом деятельности человека, но таким продуктом, который способен изменять и характер отношений и связей между людьми, а изменяя его, вновь претерпевает свое физическое и моральное обновление в процессе внедрения творческих новаций в сфере предметной деятельности людей. Использование технических средств приобретает все больше значение, поскольку они опосредуют различные виды человеческого общения и способствуют расширению, ускорению и увеличению связей между людьми.

Информационное взаимодействие в социальной системе выражается в различных формах передачи информации от одного человека к другому при помощи языка и других знаковых систем. Так, на уровне личности информационное взаимодействие отграничивается, во-первых, как «разговор с самим собой», то есть рассматриваются процессы обработки информации индивидом. Во-вторых, выделяется межличностная коммуникация как обмен информацией между двумя индивидами, при котором имеют значение и речь, и неречевые сигналы, такие, как мимика, жесты, позы, взаимное расположение и дистанция между взаимодействующими индивидами.

Информационное взаимодействие на уровне социальных групп направлено на формирование и поддержание отношений и связей, порождаемых совместной деятельностью, а также и структуру связей, возникающую в процессе общения. На этом уровне имеют значение информационные потоки (каналы распространения информации в группе) и объем информации, которым владеет каждый участник группы. И, следовательно, особое значение имеет определение положения, занимаемого индивидом в системе коммуникации, направленность и интенсивность коммуникаций в группе.

Информационное взаимодействие на уровне общества в целом обеспечивается системой коммуникационных институтов. Одним из элементов этой системы является массовая коммуникация. Ее содержанием является процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, Интернет) на численно большие, рассредоточенные аудитории[8]. Создание и распространение массовой информации непосредственно связано с процессом восприятия и усвоения данной информации индивидами и сообществами. При восприятии и усвоении массовой информации происходит трансформация ее содержания, поскольку потоки массовой информации проходят через сознание людей. Поэтому создание и преобразование массовой информации рассматривается как единый процесс, направленный на восприятие, усвоение, отражение данной информации, а в дальнейшем — на ее распространение и последующее использование. Этот процесс зависит от целей распространения информации; возможных искажений массовой информации индивидами при ее усвоении и распространении; уточнения и обогащения массовой информации, ее актуальности.

В современных обществах особенно актуальна интерактивная информационная сеть, интегрирующая различные способы коммуникации (устные, письменные, аудиовизуальные, компьютерные) в единую мультимедийную систему. М. Кастельс характеризует этот процесс как объединение различных измерений человеческого духа «…в новом взаимодействии между обоими полушариями мозга, машинами и социальными контекстами».[9] Он отмечает далее, что коммуникация изменяется под влиянием потенциальной интеграции в одной и той же системе текстов, изображений и звуков, взаимодействующих из множества различных точек, в избранное время (в режиме реального времени или с запаздыванием), в глобальной сети и в условиях открытого и недорогого доступа.

Информационное взаимодействие в социальной среде осуществляется при наличии следующих основных объектов: отправителя, получателя, сообщения, средства передачи сообщения, условий самой среды.

Отправитель направляет информацию получателю в виде сообщения. Сообщения преобразуются в конкретные сигналы, иначе говоря, кодируются. Средствами передачи сообщений являются каналы связи. Каналы связи выполняют передачу сообщения на приемник, где они декодируются и в таком виде поступают к получателю. Получатель, в свою очередь, осуществляет некую ответную реакцию на полученное сообщение и направляет ее в форме обратной связи отправителю. Предполагается, что данный процесс происходит в определенной среде, которая характеризуется также наличием фильтров (ограничений) и различных случайных факторов — помех (или искажений) на всех стадиях осуществления коммуникации.

При обмене сообщениями людьми выбираются различные виды представления информации: речь, тексты, жесты, взгляды, изображения, цифровые данные, графики, таблицы и т.п. При этом для разных людей одно и то же сообщение может содержать разный объем информации (или вовсе не содержать его) в зависимости от интереса к нему, имеющихся знаний, уровня понимания, ценностных ориентаций.

Передача сообщений в виде внешнего, выразительного плана воплощается в знаково-символической форме как отображение знаний, мыслей, идей, ценностей, эмоциональных состояний общающихся сторон. В своем втором, содержательном плане, передача сообщений несет в себе смысл (как некое значение). Однако постижение смысла получателем достигается не просто за счет восприятия сигналов в сообщении, а в силу ряда «соглашений», заключаемых между отправителем и получателем информации, в соответствии с которыми сигнал интерпретируется. К. Черри отмечает, что «…язык выполняет важные социальные функции: он помогает нам «идти в ногу», поддерживать друг с другом связь и достигать высокой степени согласованности в действиях. Слова - это знаки, имеющие в силу взаимного соглашения определенное значение, а те, кто не признает этого соглашения, попросту выпадают из общения»[10].

В этой мысли К. Черри заключена одна из главных особенностей, которая раскрывается через всю многомерную сложность форм коммуникации, присущих человеческому сообществу – сила взаимного соглашения.[11] Действительно, мы не можем с однозначностью утверждать, что получатель сообщения будет предпринимать предсказуемые действия, которые могли бы предполагаться согласно реакции распознавания переданного сигнала, что характерно в био- и зоокоммуникациипод влиянием сигналов, структурированных определенным образом. Для каждого индивида необходимо наличие того общего в сообщении, что актуализирует его взаимоотношения с другими, даже если эти другие разделены с ним во времени и пространстве. Так что, как для индивидов, так и для групп, и общества в целом коммуникация не сводится просто к информационному взаимодействию, она является необходимым элементом всей структуры общественных отношений и связей, способствующим сохранению ее упорядоченности, как в условиях воспроизводства сложившихся социальных отношений, так и в условиях их изменения. Единство в интерпретации, которое участников коммуникации приводит к согласованию их взаимных ожиданий и упорядочиванию их взаимодействия, в свою очередь, делает возможным накопление и передачу социального опыта, выработку целей совместной деятельности, согласованность координирующих действий в управлении, трансляцию ценностей между поколениями, способствует диалогу культур.

В своем исследовании мы исходим из понимания коммуникации как особого вида социального действия двух или нескольких субъектов, возникающего в результате информационного обмена между ними на основе способов и средств связи, способных передавать смысл информации в знаково-символической форме в виде сообщения. Таким образом, мы полагаем коммуникацию как форму социального взаимодействия или социальную коммуникацию. Механизм социальной коммуникации основан на коммуникационных действиях индивидов, которые осуществляются в соответствии с их уровнем коммуникативной компетенции и направлены на удовлетворение коммуникационных потребностей. Как подчеркивает А.Б. Курлов: «коммуникацию отличает еще и то, что она может и не носить характера общения, а представлять собой одну из форм социального взаимодействия – то есть деятельность людей по деформации, реформации или трансформации общественных отношений, обусловленных характером материального и духовного производства и, собственно, процессом коммуникативных взаимодействий в обществе, таким образом, в структуре этой дефиниции выделяется субъектная деятельность, детерминированная потребностями личности в социальной коммуникации».[12]

Содержание социальной коммуникации как структурного элемента системы общественных отношений и связей может быть рассмотрено с позиций разных подходов и в разных аспектах. Так, с позиции процессно-информационного подхода можно говорить о технических, семантических и прагматических аспектах социальной коммуникации. При этом в техническом аспекте изучаются проблемы точности, надежности, скорости передачи сообщений, технических средств и методов построения каналов передачи сигналов, их помехозащищенности. В семантическом аспекте исследования направлены на решение проблемы точности передачи смысла сообщений с помощью кодированных сигналов. Прагматический аспект заключается в том, насколько ценным для получателя является переданное сообщение с точки зрения влияния этого сообщения на последующее поведение получателя.

С позиции системного подхода актуально выделение информационного, управленческого, организационного аспектов социальной коммуникации. При этом информационный аспект связан с реализацией в системе определенной совокупности процессов отражения внешнего мира и внутренней среды системы путем сбора, накопления и переработки соответствующих сигналов. Управленческий аспект учитывает процессы функционирования системы, направления ее движения под влиянием полученной информации и степень достижения поставленных коммуникационных целей. В организационном аспекте, характеризующем устройство и степень совершенства самой системы управления в терминах ее надежности, полноты реализуемых функций, совершенства структуры и эффективности затрат на осуществление процессов управления в системе.

С позиции социокультурного подхода необходимыми являются выделение таких аспектов как когнитивный, нормативный и регулятивный. Когнитивный аспект отражает потребность осознания информационной культуры как важнейшего критерия развития информационного общества и становления нового характера взаимодействий человека и окружающей среды его обитания. Нормативный аспект связан с процессом воспроизводства в меняющихся формах культурной жизни традиционных систем ценностей человека и производством новых норм и ценностей,  имеющих модернизационный характер. Регулятивный аспект связан с выработкой практически значимых соотношений этических и рациональных требований осуществления социальной коммуникации в условиях современной действительности.

На наш взгляд, исследование становления новых форм социальной коммуникации в современном обществе  возможно позиции информационно-коммуникационного подхода. Исходными идеями, заложенными в основание его формирования, являются положения, конституирующие объяснение процессов в жизни человека и общества через категорию коммуникации, которые содержатся в работах Ч. Кули, К. Черри,  Л.С. Выготского Ю. Хабермаса, Н. Лумана, Р. Крейга. Также в основе данного подхода находятся идеи Д. Белла, П. Друкера, М. Кастельса, в которых показана доминирующая роль системы массовых коммуникаций, реализованная с помощью компьютерных телекоммуникационных технологий.

Общие положения данного подхода обозначены в ряде работ современных отечественных исследователей: В.С. Степина, А. Д. Урсула, М.Н. Грачева, В.В. Зотова, В.А. Лысенко, А.Ю. Бахтина, В.И. Редюхина. Ряд отечественных исследователей опираются на положения данного подхода при рассмотрении проблем современной социальной коммуникации: А.В. Суконкин, В.С. Невелева, Д.В. Булаева, В.Д. Мишина, С.В. Богдан.

Исходные допущения информационно-коммуникационного подхода следующие:

  1. социальные системы отличаются своей глубинной информационной сущностью, которая заключается в возможности создания, хранения, накопления и передачи информации внегенетическим путем потомкам и современникам;
  2. надиндивидуальная и внеорганическая система средств накопления, хранения и передачи информации от поколения к поколению обеспечивает  коллективное объединение входящих в общество индивидов;
  3. культура как информационная структура, обеспечивает саморегуляцию цивилизационной системы, ее самовоспроизведение и развитие. Она выражает и концентрирует информационное содержание цивилизации,  является ее инвариантом;
  4. при переходе от низшей к высшей ступени в системах увеличивается информационное содержание, т.е. усложняется внутреннее разнообразие их структурных единиц.  Этот критерий оценивает изменение информационного содержания (и связанной с ним негэнтропии) материальных систем в ходе эволюционной самоорганизации либо самодезорганизации;
  5. в условиях сложных саморганизующихся систем важным является возможность формирования опережающего моделирования реальности с помощью новых информационных технологий, которое существенно оптимизирует деятельностные акценты в духе принципа темпоральной целостности.

Исходя из вышеуказанного сдержания положений информационно-коммуникационного подхода мы выделяем в нем такие аспекты, как: информационно-знаковый, ценностно-нормативный, конструктивно-деятельностный.

Информационно-знаковый аспект отражает целевую ориентированность коммуникации как передачи содержания посредством знаково-символических форм с учетом способностей воспринимающей системы определенным образом использовать это воздействие в качестве средства для ориентации в социальном пространстве. В этом аспекте актуализируются все формы знаков, вырабатываемые в ходе культурного производства как семиотические системы, способные хранить и передавать определенные символы, имеющие не только ценность, но и значение (смысл), влияя на поведение человека и регулируя его деятельность на уровне социальных групп и  в обществе в целом.

Ценностно-нормативный аспект отражает содержательную компоненту социальной коммуникации, в которой учитывается способность систем воспринимать внешние воздействия через призму заложенных в них программ построения движения и предполагающих оценочное отношение к окружающему миру на основе избирательности и выработки критериев оценки.

Конструктивно-деятельностный аспект отражает способность саморазвивающихся систем к осуществлению самодвижения на основе информации. Это способность сложных систем предварять в той или иной степени результаты ее возможных взаимодействий с внешним миром. Она активно строит свое поведение, организуя и мобилизуя свои ресурсы и средства, ориентируясь на возможные результаты, осуществляя при этом координацию действий большой сложности.

Таким образом, выделенный нами предмет исследования, являясь частью широкого проблемного поля, показывает направления дальнейшего совершенствования подходов в изучении особенностей современной социальной коммуникации.

 

Библиографический список:

  1. Бахтин А.Ю., Редюхин В.И. Система вопросов в информационно-коммуникационном подходе. -[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://infostrategy.ruconf2012/book/4_Baxtin.doc
  2. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: Теоретические концепции, модели, векторы развития.- М.: Прометей, 2004. – 328 с.
  3. Зотов В.В., Лысенко В.А. Коммуникативные практики как теоретический конструкт изучения общества// Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2010.№ 3. Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-3-2010/sociology/zotov-lysenko.pdf
  4. Зотов В.В., Лысенко В.А. Структурно-функциональная организация информационно-коммуникационной среды современного общества // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2011. № 2. - Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-2-2011/sociologiya/zotov-lysenko.pdf
  5. Информационно-коммуникационные технологии в системе культурно-цивилизационных преобразований: материалы всерос. науч. конф. (Челябинск, 21 окт. 2010 г.) / М-во культуры РФ; ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств»; под общ. ред. Т. Ф. Берестовой; сост. Т. Ф. Берестова, Ю. В. Гушул. – Челябинск, 2010. – 339 с.
  6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
  7. Кемеров В.Е. Общество, социальность, полисубъектность /В.Е. Кемеров. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2012.- 252 с.
  8. Курлов А.Б. Основы теории коммуникации.- Уфа: РИО БашГУ, 2002.- 124 с.
  9. Пономаренко В.И., Лапшева Е.Е. Информатика. Технические средства / В.И. Пономаренко, Е.Е. Лапшева. – Саратов: Научная книга, 2009. –212 с.
  10. Современный философский словарь /Под общей ред. д.ф.н., профессора В.Е. Кемерова – М.: Академический проект, 2004. 1312 с.
  11. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко.- Мн.: Книжный Дом, 2003. 1312 с.
  12. Фролов И.Т. Введение в философию.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eurasialand.ru/txt/frolov2/menu.htm
  13. Черри К. Человек и информация. – М.: «Связь», 1972.- 368 с.
  14.  Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко.- Мн.: Книжный Дом, 2003. 1312 с.
  15. Шарков Ф.И. Особенности развития коммуникаций в современном обществе.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kadry.viperson.ru/wind.php?ID=575538
  16. Animal communication. Britannica Concise Encyclopedia.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Britannica Concise Encyclopedia: http://www.answers.com/topic/animal-communication-2.

 

 

Опубликовано:

Петрова Л.Р. Коммуникация как элемент системы общественных отношений: информационно-коммуникационный подход // Научный журнал «European Social Science Journal» («Европейский журнал социальных наук»), 2013, № 4 (32) – С. 251-261

 

[1] Современный философский словарь / Под общей ред. д .ф.н., профессора В.Е. Кемерова – М.: Академический Проект, 2004. С. 895

[2]Общий толковый словарь русского языка.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://tolkslovar.ru/k7169.html

[3]Новейший философский словарь. 2009. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/529

[4] Фролов И.Т. Введение в философию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eurasialand.ru/txt/frolov2/menu.htm

[5]Фролов И.Т. Введение в философию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eurasialand.ru/txt/frolov2/menu.htm

[6]Animal communication. Britannica Concise Encyclopedia. -[Электронныйресурс]. –Режим доступа: Britannica Concise Encyclopedia:http://www.answers.com/topic/animal-communication-2.

[7]Черри К. Человек и информация. – М.: «Связь», 1972.- С. 23

[8] Социология: Энциклопедия - Мн.: Книжный Дом, 2003. – С. 434-436

[9]Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура.- М.: ГУ ВШЭ, 2000 – С. 315.

[10]Черри К. Человек и информация. – М.: «Связь», 1972.- С. 95

[11]К. Черри дает следующее определение коммуникации: «Коммуникация – в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности. Указ. Соч.- С. 349

[12]Курлов А.Б. Основы теории коммуникации.- Уфа: РИО БашГУ, 2002.- С. 8.


Автор: Петрова Л.Р.


Поместить ссылку в
LiveJournal
Facebook
Twitter
ВКонтакте
Блоги Mail.Ru